Проповедь в неделю 1-ую Великого Поста
Дорогие братья и сестры!
Сегодня мы празднуем особый праздник, называемый Торжество Православия.
Торжество Православия... Давайте вдумаемся в эти слова!
Вот я сейчас стою, смотрю на вас, собравшихся здесь в этом храме, и задаюсь вопросом: а в чём оно, это самое торжество? В храме стоят в основном кто? Пожилые, немощные, старушки... Очень мало здесь и вообще в православных храмах молодых - тех, у кого жизнь впереди и кто поэтому должен особенно обращаться к Богу за помощью и благословением. Мало в наших храмах людей образованных или занимающих высокое положение в обществе - видимо, либо в Бога не веруют, либо не испытывают нужды прибегать к Нему... И вспоминаются слова апостола Павла, сказанные Коринфянам: "Посмотрите, братия, кто вы, призванные: не много из вас мудрых по плоти, не много сильных, не много благородных; но Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное, и незнатное мира и уничиженное и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее..." И ещё вспоминаются другие слова: "Сила Божия в немощи совершается". Вот этой-то силой Божией и созиждется мировое Православие и совершается его торжество. Православие торжествует, несмотря на немощь его последователей! По всем законам природы и общества, Церковь Христова давно уже должна была бы погибнуть. Ведь если мы вспомним историю, то увидим, сколько гонений было воздвигнуто на Церковь Христову за всю её историю. Никакая другая религия, никакое другое учение, никакое другое общественное движение или философское течение не претерпело столько гонений, сколько претерпела Церковь Христова. А если бы нашли на них подобные гонения, то они попросту бы не устояли против них.
Но что в итоге? Церковь Христова стоит, и только ещё более укрепляется и закаляется. Те многочисленные гонители, кто жаждал уничтожить Церковь, - их слава и память о них давно уже сгинули вместе с ними в преисподнюю. Кто сейчас помнит имена грозных римских императоров-гонителей? Разве только специалисты-историки. А имена святых мучеников, восторжествовавших над своими гонителями и мучителями, до сих пор на слуху во всех православных народах. Георгий Победоносец, Димитрий Солунский, Феодор Тирон, Варвара, Екатерина и так далее и так далее... А наши новомученики 20 века? Богоборцы хотели уничтожить Церковь, а она только ещё более воссияла и прославилась, обогатилась целым сонмом новомучеников.
История показывает, что враг рода человеческого с особой злобой воюет именно против Православной Церкви. Ни католическая церковь, ни протестантские сообщества не знали и не знают таких гонений и такой борьбы, которые претерпела наша Православная Церковь Христова. И данный факт убеждает нас в том, что именно она содержит полноту Истины. Ибо зачем врагу бороть того, кто и так вне истины, а значит, под его, врага, властью?
В этом и состоит торжество Церкви, торжество Православия, что оно неизменно переживает любые гонения, преодолевает любые препятствия, любые козни вражии, учиняемые врагом рода человеческого, и всегда неизбежно торжествует.
Теперь давайте перейдём собственно к истории праздника. Празднование Торжества Православия установлено в Византии в середине 9 века при императрице Феодоре в ознаменование окончательной победы над иконоборческой ересью, а также над всеми ересями, волновавшими Церковь Христову в 1 тысячелетии. Так почему же факт этой победы, этой победы над, казалось бы, частным богословским заблуждением, был обставлен таким знаменательным празднованием?
На первый взгляд может показаться, что вопрос иконопочитания - это такой довольно мелкий, частный богословский вопрос, в отличие от более серьёзных вопросов о природе Христа, поднимавшихся в связи с предыдущими ересями. На самом деле это не так. На вопросе об иконопочитании завязан целый узел, целый клубок богословских вопросов и вопросов духовной жизни. А иконоборческая ересь - это не простое протестантское тыкание пальцем в заповедь Моисея о неделании себе кумира и никакого изображения. Мотивы той иконоборческой ереси были куда более глубокими, изощрённо-философскими. Во-первых, это скрытое отрицание боговоплощения (именно на факте боговоплощения основана сама возможность изображать Бога: "Бога никто никогда не видел; Единородный Сын , сущий в недре Отчем , Он явил"). Затем, это отрицание ряда других глубочайших богословских и духовных истин, как например, истины о логосности, об иконичности мироздания (слово "икона" в переводе означает "образ") - мира и человека (человек - образ и подобие Божие). Как указывают святые отцы, не только сотворённый человек, но и всё мироздание несёт на себе отображение божественной красоты. "Небеса поведают славу Божию...", как говорит пророк Давид.
Иконоборческий подход также отрицает ещё одну глубокую христианскую истину - о том, что материя способна освящаться, способна стать и быть носительницей и проводником Божией благодати. Именно на этой истине основано не только иконопочитание, но и почитание святых мощей, святых мест и иных святынь.
Иконопочитание утверждает возможность выражения божественной истины земными материальными средствами. И тут имеется в виду не только изобразительное искусство. Но и литературное искусство (недаром именно в это время после победы над иконоборчеством наблюдается резкий расцвет церковной богослужебной поэзии: каноны и стихиры Иоанна Дамаскина, Косьмы Майумского, Феофана творца канонов, Феодора Студита), и музыкальное искусство (церковное пение, система восьми гласов, созданная Иоанном Дамаскиным). Отсюда и почитание различных святынь, святых мощей, святых мест и так далее. Представьте, что было бы, если бы святые отцы в те времена не отстояли иконопочитание, если бы взяли верх их оппоненты, еретики-иконоборцы! Храмы наши стали бы похожи на тоскливые и скучные протестантские кирхи!
То есть, если говорить совсем просто, Православие утверждает близость Бога нашему миру. Бог близок! Его можно изобразить; божественную истину можно выразить земными средствами; кроме того, сама наша земная материя способна освящаться и передавать это освящение. А вот иконоборческая ересь пыталась как бы отдалить и изолировать Бога от нашего мира и от человека.
Итак, главный мотив сегодняшнего праздника - близость Бога к Его творению и к человеку. Как раз именно об этом слова сегодняшнего евангельского чтения: "истинно, истинно говорю вам: отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому".
Ещё нынешнее празднование имеет параллель с Пасхой Христовой. Как только что прошедшая Первая седмица Поста - это как бы весь Великий Пост в миниатюре, так и сегодняшний день, завершающий Первую седмицу, - это как бы Пасха в миниатюре, преддверие, предвкушение Пасхи. И название созвучно: сегодня у нас Торжество Православия, и Пасха Христова - праздников праздник и торжество торжеств. Нынешнее празднование Торжества Православия пронизано духом всепобеждающего христианского оптимизма. Истина Христова неизменно торжествует над всеми ересями и заблуждениями и над всем злом мира сего и его виновником - диаволом. Возникает ещё параллель с последними словами Священного Писания, книги Откровения Иоанна Богослова: "Ей, гряди, Господи Иисусе!" Такой вот в высшей степени оптимистичный, бесстрашный и полный надежды взор в будущее. Это неверующие пусть рисуют себе ужасные и мрачные сцены мирового апокалипсиса. На самом деле торжество зла окажется кратким и призрачным. Христианин же проникает своим духовным взором в будущее пакибытие, в котором полное и окончательное торжество Правды, Истины и Любви, когда, как сказано, Бог будет "всяческая во всём". Поэтому в жизни христианина не должно быть места унынию, печали или отчаянию. Мы должны в полной мере осознавать, какое сокровище нам вверено, и быть достойными его. Здесь, на земле, это бесценное сокровище веры. А там - сокровище вечных благ в невечернем дне Царствия Небесного, которого дай Бог всем нам достичь.
Иерей Виталий Гарабов.